Идея статьи, как и идея покупки, а также картинки к тексту — от Ulysses. Так что вся слава, равно, как и все вопросы — это к нему))
Это Италия, детка |
Идея статьи, как и идея покупки, а также картинки к тексту — от Ulysses. Так что вся слава, равно, как и все вопросы — это к нему))
«Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря».
И. Бродский. Письмо римскому другу
Наше семейство определенно относит себя к поклонникам творчества Бродского. Было ли это причиной или следствием того, что мы задумались о покупке домика у моря, теперь, по прошествии нескольких лет, сказать сложно. Но, так или иначе, мы задумались. И поскольку недвижимость в Империи, к которой относимся по рождению, уже приобретена и обжита, решили кинуть взгляд в пределы другой Империи, древней и легендарной, Римской. Почему бы и нет, собственно.
Будем ли мы там жить когда-нибудь, вопрос, который остается открытым. Но домик в глухой провинции, тем не менее, решили приглядеть. Правда, недолгое изучение интернета убедило: у моря и недорого — это только на самом юге, в носочке «сапога» — Калабрии. Регион небогатый даже по итальянским меркам, сельская провинция, одна из беднейших в стране… Разве что с большим туристическим потенциалом. Но когда еще он реализуется? Пока же, ввиду нераскрученности и не сильной востребованности местности, в интернет нашлись только сайт русской общины Скалеи — городка на севере Калабрии, и контакты пяти-шести местных риэлтеров. Но удачно подвернулась выставка зарубежной недвижимости в Москве, мы обзавелись визитками заинтересованных и даже русскоговорящих агентов, рекламными буклетами, живописующими прелести природы, местные достопримечательности и доброжелательность аборигенов. И не откладывая дела в долгий ящик, отправились смотреть своими глазами и щупать своими руками все, что может предложить местный рынок недвижимости русскому инвестору.
Среди курортов с длинными и широкими пляжами, нанизанными как бусины на федеральное шоссе, небольшой городок Скалея — одно из самых оживленных туристических мест Калабрии. Предложение недвижимости тут самое обширное и интересное по ценам, к тому же русским — особое внимание. Здесь есть даже «Русский дом» (с другой стороны — а в каком уголке света нет «Русского дома»?) — ассоциация местной русскоговорящей общины, делающей бизнес в основном на соотечественниках. Но проблема в том, что на береговой линии подходящее жилье найти трудно, либо очень уж дорого, а в 2–3 километрах от моря, где цены доступны, домики лепятся к склонам довольно крутых скал. Да и ходить эти километры приходилось бы пешком — автомобильное движение в городке в курортный сезон парализовано пробками…
Мы решаем, что это не наш вариант, и движемся дальше. Осматриваем несколько новых и строящихся жилых комплексов в окрестностях Пиццо. Здесь можно купить жилье практически прямо на пляже. Новые комплексы не похожи на «типично итальянское» жилье — в планировках есть полноценные кухни, что редко встречается в квартирах «нормальной» итальянской застройки. Обычно кухня — это закуток размером меньше, чем в старых московских хрущебах или, что гораздо чаще встречается — просто выделенная зона в гостиной. Да и санузлы в новострое совсем не характерной для Италии планировки — вместо узкого пенала, в котором последовательно размещены раковина, душевая кабина и унитаз — довольно просторная совмещенная ванная-туалет привычной прямоугольной конфигурации. В целом, нас все устраивает, но мы уже испорчены красивыми видами Скалеи и хотели бы такого же великолепия вокруг. Места новой застройки возле милого и уютного Пиццо выглядят довольно однообразно и, к нашему великому сожалению, не так живописны как сам этот городок.
Движемся дальше, и в соседнем городе Вибо Марина неожиданно обнаруживаем большой порт и цементный завод. Каждый агент рассказывал нам о том, что здесь можно приобрести домик или квартиру по самым низким ценам, но ни один не обмолвился и словом о том, что благодаря своим обширным промышленным территориям город имеет сомнительную славу «черного пятна на репутации Калабрии».
Оставляем Вибо Марино позади. Следующее популярное среди риэлтеров местечко — еще один центр туристического притяжения Калабрии — городок Тропеа. Наш русскоязычный агент показывает несколько вариантов в старом городе. Здесь можно купить квартиру в старом доме, но по заоблачной цене и в состоянии, требующем капитального ремонта, а значит, и дополнительных — бесконечных — вложений. Правда, есть вполне уютные новые жилые комплексы, скромный по московским меркам внешний вид которых компенсируется роскошными видами, открывающимися из окон.
Оставляем себе как приемлемый вариант для рассмотрения, и смещаемся еще дальше на юг — к Капо Ватикано, высокому скалистому мысу с колоритным маяком на вершине. Отсюда открывается панорама красивейшей бухты Гротичелли, в ясную погоду на горизонте виден остров-вулкан Стромболи с дымком над вершиной, а иногда даже можно разглядеть и вечно грозящую извержением Этну. По нечеловечески крутому и типичнейшему для итальянского юга серпантину пробираемся к маленькой деревеньке Коккорино с парой церквушек и разномастными домиками… А от нее вниз по склону, к уютной Бухте Корсара, среди разросшихся опунций — к разбросанным среди оливковых рощ виллам. С узкой улочки рывок по короткому подъему (35 градусов!) — и мы возле четырехквартирного дома с терракотового цвета стенами, белыми колоннами и балюстрадами, тремя пальмами у фасада и бесстыдно-малиновой бугенвилией на их флангах. Villa Serena. Она оказалась конечной точкой маршрута, итогом поисков. Мавританского стиля домик 1980х годов постройки, в который мы влюбляемся с первого взгляда.
Надо сказать, что на «нашей» вилле не висит объявления о продаже. Но на той, что расположена на склоне прямо под нами, такое объявление есть. В этих местах продается много недвижимости — и напрямую, и через местные агентства. Цены в них иногда оказываются намного ниже, чем те, что можно найти в интернет. Но без знания языка и местных особенностей экономия на стоимости жилья может обернуться многократным увеличением затрат на оформлении и последующей эксплуатации. Собственно, даже пользуясь услугами русскоговорящего брокера из серьезного международного агентства, мы что называется, хлебнули по полной.
Мы выбрали наши две квартиры в середине апреля, и вернулись в Москву, уверенные, что все вопросы, связанные с оформлением документов будут решаться дистанционно, и мы должны будем приехать в Италию только на заключение контракта. «Дистанционный» этап — оформление предварительного контракта, перевод денег, бесконечная переписка, телефонные звонки — длился до конца августа.… Дважды итальянцы теряли документы, путали имена и даты в бумагах… Вовремя не делалось ничего… Только в конце лета нам сообщили, что все готово к подписанию нотариального акта. Как уверяли представители агентства, в доме сделан косметический ремонт, продавцом подготовлены все необходимые документы.
Ободренные и обрадованные в начале сентября мы подъезжали к знакомому, уже почти своему дому… Mamma mia! Ремонт еще даже не начался! Мы срочно вызвали и представителя агентства, и продавца (он сам строитель, совладелец девелоперской фирмы). Смесь русского, английского, итальянского, приправленная отчаянной жестикуляцией и свирепой мимикой… «Синьоры! Мы сделаем все за 4 дня!» — А почему до сих пор не сделали? — «Было слишком жарко, синьоры…»
В итоге договариваемся, что через 4 дня мы вернемся с ревизией и, если хотя бы половина необходимого ремонта будет сделана, подпишем акт купли-продажи. Совершаем небольшой трип по окрестным достопримечательностям (оно стоит того, это действительно восхитительные места!), возвращаемся и убеждаемся, что работы идут полным ходом, две трети оговоренного сделано, и объявляем, что готовы идти к нотариусу. «Отлично!» — восклицает хозяин риэлтерского агентства, — «Идем! Но только акт оформить не сможем». Выясняется, что весь дом находится в залоге, который еще не успели выплатить из суммы нашей предварительно оплаты. Как это возможно? В предварительном договоре и в договоре финальном черным по белому написано, что ни обременений, ни долгов нет. Ну так и что? «Это Италия», как говорит наш новый сосед-ресторатор. Нам предлагают оформить доверенность на риэлтора, который и подпишет акт через неделю-другую… Спорить уже нет сил… Мы привыкли ругать российское разгильдяйство, необязательность — напрасно. В Италии, во всяком случае, на ее юге, того и другого не меньше. Мы уже достаточно долго пробыли здесь, чтобы понять, что преодолеть это невозможно. Надо расслабиться и плыть по течению…
Уезжая, озвучиваем еще одну просьбу. Во дворе дома, среди лимонных деревьев, кактусов, бугенвилий и цветов, торчит непритязательного вида огромная цистерна. Нам объясняют, что раньше она использовалась как резервуар для воды, но теперь дом подключен к городскому водопроводу и она не нужна. Уговариваем строителей увезти ее куда-нибудь. Они подозрительно легко соглашаются и удивительно быстро исполняют нашу просьбу. Надо ли говорить, что позднее оказывается, что вода в поселке отключается довольно регулярно — через день-два как минимум. У нас нет других вариантов, кроме покупки новой цистерны. Но ведь мы же сами так хотели?
Примерно через месяц экспресс-почтой все-таки получаем подписанный нотариальный акт о переходе права собственности. Теперь мы полноправные владельцы половины дома в итальянской Калабрии!
Жаль, только, что пока об этом, как оказывается, знаем только мы, нотариус, и наше риэлтерское агентство. Коммунальные службы не в курсе перемен, что выясняется, когда, приехав в теперь уже собственные владения, обнаруживаем, что в доме нет электричества. Все просто — риэлтор, получивший свою премию, по-итальянски естественно забыл перезаключить договора с элетрической (Enel) и водопроводной компаниями, хотя это входило в его обязательства.
Едем в муниципалитет, пытаемся выяснить, с кем заключить договор на воду. Попытка оказывается безуспешной, договора нет до сих пор. Ни у нас, ни у соседей (бельгийской и английской семей, купивших две оставшиеся квартиры в доме чуть позже нас), которым как-то удалось при этом разделить счетчики на воду. На их половине стоял общий счетчик на две квартиры, теперь стоят два — но заключить договор на оплату они тоже не смогли. Так и живем — вода (условно) есть, а платить за нее некому.
С Enel все оказывается несколько проще. Приезжаем в офис, благополучно заключаем договор (знание итальянского языка обязательно! По-английски в Италии говорят только в туристических местах, к которым офис энергетической компании явно не относится).
Затем, предъявив свежеполученный номер лицевого счета, даем поручение банку об оплате счетов за электричество. Однако, это Италия, как уже было сказано. Поэтому, приехав в очередной раз, обнаруживаем, что в доме снова нет света. Это происходит в выходные, и понятно, что пытаться выяснить что-то с электрической компанией бесполезно (вообще в Италии все бесполезно делать в выходные, а также во время сиесты — с 13 до 16 с вариациями, в это время даже в магазин ходить бессмысленно — никто не работает). Пока мы решаем, где бы раздобыть свечей, дружественный сосед-ресторатор приезжает и просто кидает временные провода на нашу часть дома с соседской половины. «Ничего страшного» — объясняет он нам — «вы разберетесь с Enel, они дадут свет и я все лишние провода уберу»
Потом в Enel выясняется, что никаких счетов банк не оплачивал. А сам Enel исправно отправлял наши счета плательщику. То есть нам. Мы даже не задаем вопроса — зачем? Гораздо интереснее — куда отправлялись наши счета? Поскольку официального адреса у дома нет. До сих пор. И выяснить в муниципалитете, как получить адрес, невозможно в принципе. То есть местный почтальон знает, где это — вилла Серена, но на официальный адрес это не тянет никак.
После третьего или четвертого заявления, банк все-таки начинает выполнять поручение на оплату счетов, отправку которых — тоже не с первой попытки — удается наладить через личный кабинет на сайте Enel. Собственно, как только у банка эта система начинает работать (они налаживали ее года полтора), тогда и становится возможной оплата.
Но по сути, при условии, что вы умеете относиться к жизни философски (а мы теперь умеем), надо признать, что наша сумасшедшая покупка оказалась невероятно удачной. У нас есть настоящий дом мечты. Пусть его невозможно сдать, вопреки ожиданиям и расчетам, но сюда можно приехать самим и, потягивая вино, наблюдать с огромной террасы великолепный закат над сказочно красивой бухтой. Утром, до сиесты или вечером после нее, можно спуститься к крошечному муниципальному пляжу, куда в начале каждого сезона завозят новый песок. И неважно, что на пляже этом бывает немного народу — так принято, и крошечная бухта из года в год очищается от зимнего мусора и обустраивается заново. Неважно, что в нашем провинциальном местечке нет изобилия ресторанов и кафе — у единственного в округе ресторатора всегда подают свежие мидии и морских гадов из свежего улова. А если захочется разнообразия — за 15 минут можно добраться до соседнего крупного города и выбрать заведение на любой вкус и кошелек. Да, здесь невозможно быстро вызвать коммунальные службы или ремонтников, но дружелюбные соседи всегда готовы помочь (и зачастую совершенно бесплатно) и даже обижаются, если какие-то вопросы вы пытаетесь решить без их участия.
Конечно, если начинать все с самого начала, мы выбрали бы квартиру в кондоминимуме — где есть управляющая компания, которая снимает с жильцов все заботы — от обслуживания до сдачи в аренду. И именно такую покупку я посоветовала бы любому, кто хочет приобрести недвижимость в Италии. Да, вокруг будет так красиво, как у нас, и цена вопроса будет выше, но хлопот окажется меньше.
Правда, может и нет. «Это Италия…»
МИР&DOM декабрь 2014,
авторский вариант